Профессия будущего. Молодой учитель увлёк школьников робототехникой

<

Если школьникам в Казани преподают уроки робототехники, то почему для детей из Можги этого не сделать? Этот вопрос не давал Андрею Уварову покоя после командировки в соседний регион. Чтобы вести кружок робототехники, молодой учитель получил грант.
Наш корреспондент пообщался с молодым учиталем информатики из Можгинской школы и выяснил, почему молодой человек не искал другой работы, кроме учительской, и как ему удаётся «зажечь огонь» в глазах детей и заинтересовать учеников своим предметом - информатикой.

- В школе, как правило, любимый предмет всегда преподаёт любимый учитель, - говорит молодой преподаватель из Можги Андрей Уваров. - Я любил точные науки, и больше всего – физику. Нам её преподавала Светлана Григорьевна Кулакова. Она и посоветовала мне поступать в педагогический институт. Мол, на физмате учиться интересно. Да и сам я был уверен в том, что вступительные экзамены на этот факультет сдам успешно. Интересной была не только физика, педагогика тоже «зацепила», неслучайно обе науки я совместил в своей дипломной работе.

Тоска по школе

Светлана Стовбун, «АиФ-Удмуртия»: Но мужчины-учителя в школе почему-то не задерживаются. Ваше представление о педагогике совпало с реальностью?

Андрей Уваров
Родился в Можге в 1987 году. В 2009 году окончил Глазовский педагогический институт по специальности «учитель физики и информатики». Работал учителем в ижевском лицее № 86, программистом, с 2014 года преподает информатику в Можгинской гимназии № 8. Победитель Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория Смыслов» на Клязьме, Лауреат Молодежной премии города Можги, победитель заочного тура Республиканского конкурса «Педагог года – 2016». Андрей Уваров: Да. Оно сложилось в период студенческой практики, которую мы проходили в общеобразовательной школе Глазова. Класс состоял из детей с разной успеваемостью, но тему воспринимали с интересом все дети. Умение заинтересовать – половина успеха учителя. Первый результат меня окрылил, и в том, что я буду работать в школе, уже не сомневался. А вот мои сокурсники решили иначе. Добрая половина курса в школе не работает.
Из ижевского лицея, где в течение одного учебного года я преподавал физику и информатику, мне пришлось уйти из-за сокращения часов. Устроился программистом. Работа нравилась, но душа тосковала по школе. Там дети с горящими глазами. Они у них правда загораются, когда получается их заинтересовать, а тут никакого творчества, поиск алгоритма для бездушной машины. Хотелось в школу вернуться, тем более бывшие ученики часто звонили. Потому, когда по семейным обстоятельствам переехал в Можгу, никакой иной работы, кроме учительской, не искал.

Ключ к заинтересованности

- Значит, вам в школе комфортно. А насколько, на ваш взгляд, уютно в современной школе ученикам?

- Не берусь отвечать за психологов, социальных педагогов и т.д. Буду рассуждать с точки зрения учителя информатики. «Комфортно» для меня означает «интересно». А поскольку у современных детей на первом месте в шкале интересов стоит электроника, много зависит от материально-технического оснащения. Кабинет информатики укомплектовали самыми новыми компьютерами, которыми располагала гимназия. Относительно других школ (сельских и даже некоторых городских) у нас материальная база вполне удовлетворительная. Однако, в сравнении со школами Татарстана (для молодых педагогов туда была организована командировка), она отстает с большой разницей. Там уроки трудового воспитания преобразованы в робототехнику – одним словом, современные технологии в учебной программе задействованы максимально. Даже уровень освоения учебного материала определяется при помощи электроники – используются мобильные телефоны учеников.

Коллеги меня поймут: «война» с сотовыми телефонами учеников учителями проиграна. А вот если бы мы не «боролись», а подстраивались под мобильные увлечения школьников, могли бы получить иной результат. Современных детей невозможно заставить делать то, что им не интересно. Поставили «двойку» - ну, и что? Выйдет за полугодие «двойка» - тоже не страшно. Другое дело, если школьник прочувствует свою собственную цель. Меняется на глазах!
Вот что происходит со вчерашним девятиклассником за летние каникулы? Аттестат о неполном образовании он может получить с натянутыми тройками, а в десятом классе «выбивается» в отличники? К современным детям, хорошо осведомленным о своих правах, и потому почти не реагирующих на строгость учителей и родителей, «ключик подобрать» можно лишь через заинтересованность. Это когда взрослый и ребёнок находится на «одной волне» - технической и информационной. В целом детям комфортно, когда материальная база учебного заведения не отстает от их представления об уровне развития техники, в частности – когда в обширном потоке тем учебной программы каждый ребёнок находит нечто свое.
Одна из моих учениц сходу заявила, что информатика – не её предмет. Что она в ней ничего не понимает, и что в жизни она ей никак не пригодится. Конечно, при таком изначальном настрое учителю сложно сохранять уверенность в том, что хотя бы одна из тем учебного курса заинтересует ученика. Тем более, что темы обширны и разноплановы. Но это дает шанс каждому школьнику найти что-то «своё», конкретное. Девочку заинтересовала мультипликация. И этот «ключик» помог ей не просто полюбить информатику. Он помог ей выбрать нужный факультет в институте. Учёба в современной школе – время больших возможностей для определения индивидуальности, интересов, будущей профессии школьника.

Робот своими руками

- Ваш курс робототехники может открыть «двери» в профессию? Как вы пришли к решению создать такой курс? Как раздобыли деньги на приобретение комплектов для сборки роботов и легко ли нашли поддержку среди коллег и родителей?

- Если школьникам из Казани преподают уроки робототехники, то почему для детей из Можги этого не сделать? Этот вопрос не давал мне покоя после командировки в соседний регион. С тем, что уроки необходимы, в отделе образования со мной согласились, но денег на приобретение оборудования не дали. Тут я и стал думать: где найти грантовую поддержку под свою идею. От простых уроков робототехники она разрослась до IT-парка с несколькими комплектами для конструирования и 3D-принтером. Грант можно было получить, участвуя на Всероссийских молодежных форумах. Первая поездка стала «пробной». Непроработанная идея победу одержать не могла. А вот на втором форуме она вошла в тридцатку проектов, одобренных для финансирования.

На выделенные деньги приобрел 4 комплекта оборудования. Одновременно с одним комплектом могут работать 2 ученика, а желающих намного больше. вопрос дозакупки для меня открыт. В отделе образования денег по-прежнему не находят. Возможно, придётся оформлять кредит в банке.

Робототехник – профессия ближайшего будущего. Да и в настоящее время робототехники работают в конструкторских бюро авиации и космонавтики, научно-исследовательских центрах и профильных компаниях. Это современная, модная профессия. Родители поддерживают, ведь их детям это интересно, и первых роботов они уже собрали. Другое дело - специалист по аддитивным технологиям. Эта профессия пока известна немногим. Он работает на 3D-принтерах, которые могут напечатать любой предмет, лишь бы была его трехмерная модель. Сейчас на 3D – принтерах печатают оружие, протезы, сладости, ткани сердечной мышцы, автомобили. Никого не нужно убеждать в том, что грядет бум аддитивного производства.
В России уже созданы уникальные технологии, к примеру, в медицине. Так что представление о них у детей нужно закладывать со школы, ведь в её стенах рождаются мечты о будущем призвании, об успехе. А в будущем будут востребованы первоклассные инженеры - знатоки новых технологий – главной составляющей укрепления экономики.
Стимул для творчества

- Андрей Александрович, успешных людей воспитывает успешный человек. Современного среднестатистического учителя можно назвать таким человеком?

- С материальной точки зрения – вряд ли. Зарплата у педагогов желает лучшего. Но в разных регионах страны её размеры отличаютсязначительно. У меня 2 ставки, и в целом я получаю около 20 тысяч рублей. Мои однокурсники, работающие в столичных школах других регионов, зарабатывают раза в три больше. Но, как сказал недавно высокопоставленный чиновник, в работе учителя главное – не зарплата, а призвание. И он прав. Есть среди моих коллег те, что ежедневно работают сверх оплачиваемых часов. Не просто отрабатывают урок «от звонка до звонка», а творят, ищут тот самый «ключик» интереса и находят. Безусловно, это успешные люди. Творческий процесс имеет смысл стимулировать материально. Те учителя, которые не желают работать сверх урочных часов, не участвуют в конкурсах и т.д., упускают не только свой шанс. Они не реализуют возможность детей получить первый опыт конкурентной борьбы, ведь конкурсы для педагогов предполагают непременное участие школьников. Я не говорю только о зарплате. Можно было бы в качестве приза за победу обновлять материальную базу класса. Например, поменять компьютеры или парты.

Добавить комментарий